ПРЕССА
"Собака" бывает поющей
пятница [23 июля] 2004 года [21] The Beatles, Deep Purple, Queen... В этом ряду теперь стоит и череповецкая рок-группа "Соб@ка". Пускай по мастерству наши пока и отстают от этих динозавров рока, но в одном уже догнали - обо всех перечисленных командах писал легендарный музыкальный журнал Rolling Stone. Первое интервью "Битлз" после распада группы, на страницах журнала Фредди Меркьюри признался, что болен СПИДом, а Элтон Джон - что нетрадиционно сексуально ориентирован... Эти номера Rolling Stone стали раритетами. Появившийся еще в конце 60-х годов американский журнал через 40 лет дошел и до России - с июня он выходит на русском языке и наполовину состоит из материалов на тему отечественной музыки. Две недели назад вышел лишь второй номер журнала, в котором - о чудо! - статья о череповецкой группе, да еще в премьерной рубрике "Невидимый фронт", рассказывающей о демо-записях пока неизвестных рок-команд. Ведущий рубрики Леонид Николаев, небезызвестный в питерском роке человек, предрекает им светлое будущее. Вот, в частности, что он пишет: "Наивный, но энергичный бэнд из лагеря альтернативной музыки. Самая сильная сторона "собак" - яркий гитарист, с интересной фразировкой и умной концертной игрой. Короткая и немного шаткая запись. На сцене они лучше". Двое из четырех "собак" у меня в кабинете - вокалист Павел (Павлуха) Попов и тот самый "яркий гитарист" Сергей (Болт) Кириков. Разглядывают журнал. Смотрят на статью - на обложку: правда ли, не шутка ли. Разговор по началу клеился плохо, ребята напряженно размышляют, каким образом их запись могла попасть в Rolling Stone. "Это, наверное, "До свидания" послали - есть у нас такие знакомые, питерская группа, мы к ним ездим, они к нам", - догадался Болт.
Начало Образовалась группа в 2000 году. Кто придумал название уже не помнят, как и происхождение прозвищ: кроме Павлухи и Болта в группе состоят Цент - Дмитрий Рыжов и Блаженный - Сергей Лебедев. Сначала главенствовал принцип меньше музыки, больше хаоса. Так говорят не сами музыканты, а их поклонники. Потом состав сменился, одни ушли, другие пришли. В роке это бывает, и довольно часто; те же Black Sabbath с разным успехом меняли состав раз пять - шесть. "Собаке" перемены пошли явно на пользу: по крайней мере, количество людей, у которых находились дела вне зала, когда объявлялось название группы резко уменьшилось. Музыку и слова для песен придумывают сами. Вопрос про "доминирующий принцип создания композиций" родил ответ "по всякому". Сочинив десять песен (сами "собаки" называют их вещами), за которые не стыдно, записали их на альбом "Проиграл" - по названию одной из композиций. У "Собаки" появился свой "хвост", которым можно вилять перед глазами специалистов. Запись происходила два месяца и стоила 10 тысяч рублей. На слово "шаткая", прозвучавшее в рецензии Rolling Stone, Сергей и Павел немного обиделись - "хорошая запись, качественная". Сейчас она разослана в несколько известных звукозаписывающих компаний столицы. Музыканты ждут ответа и человека, который профессионально займется их продюсированием. Первые успехи, тем не менее уже есть - композиция "Проиграл" попала на "Наше радио" и довольно удачно там прошла. "Мне на сотовый позвонил какой-то человек из Москвы и спросил, где можно достать наши записи. По радио слышал, говорит".
Клубы Лучшая и единственная стартовая площадка всех начинающих рокеров. В крупных городах туда заглядывают крупные продюсеры, поэтому выступления в них могут иметь и карьерные последствия. В Череповце продюсеров меньше, чем клубов. Первое выступление Собаки состоялось четыре года назад в "Рассвете", заведении, расположенном в подвале здания одноименной фабрики. Вслед за этим пошли сначала череповецкие площадки, а потом и питерские. "Молоко", известный клуб Петербурга, базирующийся на молодых исполнителях, сам связался с группой. Как правило денег молодым за выступление не платят - бывает покормят или пивом напоят. Если очень постараешься и заведешь публику, оплатят обратную дорогу. Может быть. Однако в клубах такого ранга нет отбоя от начинающих рокеров - деньги не главное, все надеются засветиться.
Питер По словам ребят, оставаясь в нашем городе, выбиться куда-то невозможно. Ребята называют его "угрюмым", хотя одна из песен - "Город" - рассказывает как раз о том, как здорово отдыхается в Череповце всем, кто любит выпить. Миграцию "собак" в теплый рок-климат можно было просчитать - вслед за Сергеем Кириковым, поступившим на эстрадно-джазовое отделение Института культуры, в Петербург скоро отбудут все участники группы. Жить надеются у друзей, зарабатывать музыкой. Кириков, пожалуй, главная козырная карта группы. Поклонник блюза и "Глюкозы", он всерьез занимается гитарой лишь года три. Болт из тех "умных" музыкантов, которые на концерте уставятся на гриф своей гитары, дабы не ошибиться, а не корчат "рожи" публике. Кроме "Собаки" двадцатилетний Сергей играет еще и с ветеранами череповецкого рока - группой "Milk Brothers". - Вопрос, который обычно не задают рок-музыкантам: как отреагировали родители на ваш отъезд? - Мои в эти дела не вмешиваются, - Отвечает Павлуха. - Мама в шоке, сын все-таки. А вообще, в семье к моим успехам относятся неоднозначно - радуются, когда я рассказываю, но говорят, что это лишь увлечение, надо получить серьезную профессию - говорит Сергей Кириков. Не правда ли, похоже на отрывок из воспоминаний Джона Леннона: "Тетушка Мими всегда говорила мне, что этот рок-н-ролл ненадолго. Надо позаботиться о будущем, стать кем-нибудь, плотником или водителем автобуса". Став звездой, Леннон заказал написать эти слова золотыми буквами, вставил в рамочку и подарил тетушке. Деньги для "собак", действительно не главное. Сейчас кроме затрат рок не приносит им ничего. "Если с музыкой не получится, будем заниматься музыкой", - произносят ребята, сами обрадовавшись изобретению афоризма. Начав с заметки в Rolling Stone, ею и закончим. Вот как ее автор объясняет выбор групп, которые попадут в рубрику "Невидимый фронт": "Искушенный и умный зритель смотрит на такую группу и думает - через пару лет окажутся на радио, через десять станут легендами русского рока. Но он, искушенный и умный, один на весь зал. Назавтра группа уже не играет в этом клубе; ее не поняли на форматной радиостанции, их необычный альбом, записанный на с трудом скопленные деньги, развернули на фирмах грамзаписи: он и предназначался для умного и искушенного зрителя. Об этих бойцах "невидимого фронта" и поговорим...". СЕРГЕЙ ВИНОГРАДОВ. 23 апреля 2001 года Любой концерт группы СОБАКА ("Соб@к@") - это захватывающее театрализованное шоу и мощный драйв. Невзирая на возраст (коллектив в нынешнем составе репетирует с апреля прошлого года), группа уже сейчас имеет бешенный успех. Сам видел, как тепло, а главное - в едином порыве их принимают и рэперы с металлистами, и рок-н-ролльщики с поклонниками реггей. Даже любители альтернативно-запутанной музыки не могут удержаться на месте, хотя им так нравится быть невозмутимыми. После первых же аккордов они начинают притопывать и приплясывать, покачивая в такт кудлатыми или, напротив, бритыми головами. Взгляды поклонников прикованы к двум энергичным вокалистам "СОБАКИ" - Паше и Уксусу.
Равнодушных зрителей на выступлениях "СОБАКИ" нет. Все делятся на две категории - либо восторженно нравится (и по этому танцуется), или не нравится вообще. Людей, которые от музыки группы морщатся и зажимают уши, понять можно. Целую неделю они трудились, устали, пришли на концерт отдохнуть. И вдруг на них обрушивается интенсивная звуковая лавина, вдобавок ко всему переполненная смыслом. Хрупких барышень-студенток и их худосочных кавалеров буквально прижимает к полу. Никакой тебе лирики, задумчивых переживаний, медленных песенок - сплошная долбёжка и речетативы. Но поклонники любят "СОБАКУ" именно за то, что они не боятся комбинировать и перемешивать музыкальные стили. Всё просто - участники ансамбля любят слушать разную музыку, соответственно каждый вносит в творчество что-то своё. На первый взгляд их музыкальный стиль можно назвать хард-кором. Но, вслушиваясь, мы можем обнаружить здесь и фанк, и гангстерский рэп, и зажигательные латиноамериканские ритмы, и даже техно (но очень жесткое). - Есть идея поработать с живым ди-джеем, который играет на виниле, - говорят они мне. (Будем надеяться, что это в скором времени осуществится). - В музыке мы очень гибкие и хотим, чтобы каждая песня стала шедевром, абсолютно не похожим на наше предыдущее творчество. Заметь, приходных песен у нас нет. И это тоже отличительная черта ансамбля. Итак, стоит приоткрыть завесу тайны и перечислить всех людей, принимающих участие в создании музыки и имиджа коллектива под названием "СОБАКА". Кроме вышеуказанных вокалистов Паши и Уксуса, здесь играют бас-гитарист-виртуоз Дима Цент, гитарист Romson, барабанщик Вася Уваров (знакомый многим по культовой группе "Legion W", где он играет на басу), а так же автор текстов песен Макс и директор группы Пионер. "Сдвиг" на "Собаке" "Сдвиг" - название нового рок-фестиваля, проходящего в Вологде. Толковая организация этого мероприятия, вполне компетентное жюри, возглавляемое редактором самого известного русского журнала о рок-музыке "ROCK-FUZZ" Леонидом Новиковым, дают основания надеяться, что фестиваль сможет обратить внимание слушателей (в масштабе страны) на не очень известные, но талантливые команды Северо-Запада. Фестиваль начался с отбора коллективов в разных городах (Череповец, Вологда, Питер, Мурманск, Петрозаводск и др.). Было задействовано около ста групп. Лучшие из них - пять череповецких и пять вологодских команд, а так же несколько групп из других городов - участвовали в финальном концерте 19 апреля в Вологде. Его победители (по три коллектива, выступающих в стилях - акустика, легкий рок, рок, альтернатива) играли на гала-концерте 20 апреля. Отбор череповецких групп для "Сдвига" проходил 12 апреля в актовом медучилища. Команды быстро сменяли друг друга, выступая не более пятнадцати минут. Возможно по этому "Джазихуана" не оказалась в числе отобранных для поездки в Вологду групп, успев сыграть только одну песню. Несмотря на дерганую, не совсем концертную атмосферу, народа в зале было достаточно много, что, несомненно помогало музыкантам. К тому же, судя по выступлениям, большей части из них (в основном это касается альтернативных групп) было совершенно наплевать на какой-то там отбор для какого-то там фестиваля. Поэтому они просто играли для зрителей, а совсем не для жюри. Концерт в итоге получился малоинтересным, а последовательность выступлений групп, заключалась в их возрастающей "утяжеленности", привела к совсем неприятному результату - ранее, чем с середины концерта и до конца этого пятичасового концерта, со сцены звучала не слишком добротная (а часто просто плохая) альтернатива. Отборочный тур фестиваля закончился так: в номинации "легкий рок" победила группа "Пепел сбей", в номинации "рок" - "Ульти-Матум", "альтернатива" - "Соб@ка". Так же представлять череповецкий рок в Вологду поехали "Поиграть с барсучком", "Время ветров", "Заложники" и "Дарвин клуб". Через неделю, в субботу, 19 апреля, в вологодском "Русском доме" проходил отбор групп для воскресного гала-концерта. Жюри присуждала каждой группе в своей номинации ("акустика", "легкий рок" и т.д.) одно из пяти мест, и коллективы, занявшие с 1-го по 3-е места, играли в воскресенье. Обидно, что в результате этого отбора на гала-концерте не играл "Пепел сбей", занявший 4-е место. Сам воскресный гала-концерт начался с продолжения конкурса в номинации "альтернатива", т.к. в субботу весь отбор из-за нехватки времени завершить не удалось. Тут играли всего две команды: "Заложники", выступавшие как никогда хорошо (отличный звук, кстати, помогал всем командам) и "Флюидос", очень технично сыгравшие три вполне приятные песни. Следом, после совещания жюри, распределяющего места в номинации "альтернатива", на сцене выступила группа "Para Bellum" в роли внеконкурсных гостей из Питера. Вокалистом был как раз председатель жюри, редактор FUZZа Леонид Новиков. Они достаточно прилично играли песни с нудными текстами, редко удивляя оригинальностью аранжировок. После них на сцене появились команды, занявшие с 1-го по 3-е места в номинации "акустика". Весьма интересные выступления, к сожалению подпорченные малой оригинальностью (группа "Большая старая подруга" вообще пела песню-реггей с музыкой "аквариумовского" "Вавилона"). Первое место заняла череповецкая команда "Время ветров". Далее играли три группы представители "легкого рока". "Дарвин клуб" занял третье место, к тому же Максим Галактионов (вокалист) получил приз как лучший вокалист фестиваля. Особенно хорошо сыграла питерская группа "До Свидания"(2-е место) - очень приятный "легкий рок" с непредсказуемыми ударными. К стати 10-11 мая они порадуют зрителей на "Весне вручную - Дубль 4". "ХБС" заняли первое место, представляя зрителям песни, больше напоминающие рок уже альтернативный, а не "легкий рок". Самым непонятным поступком жюри оказалось распределение мест в номинации "рок": первое - скучная мурманская группа "В.В.Koff", больше всего напоминающая пародию на провинциальную группу восьмидесятых, второе группа "yZZи" - ни голоса, ни текстов, ни музыки (очень странный выбор жюри), третье - "Ульти-Матум" - к этой команде никаких претензий. И последней номинацией на фестивале была "альтернатива". Здесь жюри выбрало безусловно, подходящие команды. В итоге: "Флюидос" на третьем месте, на втором "Заложники", которые не успели выступить, поспешив в Череповец, и на первом - "Соб@ка", отлично сыгравшая совсем не простую музыку и вышедшая в самом финале концерта по настойчивым просьбам публики на бис. В заключение хочется отметить, что фестиваль удался. Остается пожелать ему удачного развития и привлечения внимания со стороны слушателей рок-музыки со всей страны. Григорий Майстренко. |
||